Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





Советы по воспитанию


Консультация воспитателя группы № 11 Юдиной Н.В.


  

Консультация для родителей:

Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным?

  

Самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. В науке до сих пор идут споры о том, в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение ребёнка можно считать самостоятельным. Некоторые учёные полагают, что истинная самостоятельность свойственна только взрослому человеку, зрелой личности. Другие рассматривают самостоятельность как развитое свойство личности, проявляющееся уже у подростков, третьи выявляют ярко выраженную самостоятельность уже у шестилеток. Однако и это не предел. Тому подтверждение – данные психологической литературы, сообщающие о тенденции к самостоятельности уже трёхлетних детей.

Самостоятельность – важнейшая характеристика личности, которая не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (целеустремлённости, воли, произвольности), без самостоятельности личность не становится полноценной..

      Как определить истинный смысл первичных стремлений ребёнка к самостоятельным действиям? Как избежать ошибки?

Внимательно понаблюдайте за ребёнком. Если его стремление не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится  лишь к одиночным самостоятельно исполняемым действиям, скорее всего перед вами мнимая самостоятельность, которая на проверку, оказывается лишь умение совершать хорошо заученные и закреплённые действиями. Например, ребёнок хочет лишь самостоятельно застёгивать пуговицы на одежде. О том, чтобы одеть себя, и слышать не хочет.

      Мнимая самостоятельность вызывается другими причинами. Например, ребёнок отказывается от помощи, а взрослый воспринимает это как выражение самостоятельности. На самом же деле налицо нарушение взаимопонимания  между старшим и младшим, когда последний стесняется или за что-то обижен на взрослого (за резкое замечание, наказание, критику в свой адрес).

Отрывочные и импульсивные побуждения детей действовать самостоятельно следует воспринимать с осторожностью.

Как же отличить истинную самостоятельность от мнимой?

Истинная самостоятельность может иметь не привычную на первый взгляд характеристику.  Один  из первых и главных её признаков – безудержная инициативность в намерениях (т.е. возникновение способности самостоятельно планировать свои действия). Эта черта возникает первой в процессе становления детской самостоятельности и носит характер устойчивой тенденции, постепенно распространяющейся на всё большее число предметных действий ребёнка. Она порой сопровождается настойчивым требованием («Я сам»), порой выглядит в поведении как планирование своих действий вслух

(«Построю домик с крышей и гараж»). У многих детей подобные намерения возникают, как желание исполнить действие, имеющее общечеловеческий, культурный смысл и вовсе не связываются с игровыми.

Инициатива и планирование – вот первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной в конечном итоге на конечный результат действия.

Успех этого во многом зависит от взрослого. Ведь инициатива ребёнка намного опережает его возможности самостоятельно её реализовать.

Одновременно правильное поведение взрослого постепенно формирует следующий этап в становлении самостоятельности – действия настойчивые, целеустремлённые, подчинённые достижению цели.

В поведении это второй типичный признак истинной самостоятельности выглядит как увлечённость одним делом в течение длительного времени, как настойчивое желание ребёнка получить не любой, а именно задуманный результат. Ребёнок становится усидчивым и настойчивым, неуспешные действия не разрушают его намерений, не приводя к отказу от задуманного, а заставляют его усилить внимание и сосредоточится на своих действиях. Задача взрослого на этом этапе развития детской самостоятельности – корректная поддержка. Ведь смысл этого периода – формирование целеустремлённости в деятельности.

Третий признак в развитии самостоятельности – способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя как деятеля.

          Суть этого этапа: ребёнок вырабатывает в себе способность сличить полученный результат с исходным намерением, способность оценить результат в соответствии с исходным планом.

Таков путь развития самостоятельности дошкольника.


                                                                                      

 

 

 


Возврат к списку